Слышишь выражение «чайный клипер», и воображение рисует быстроходное судно с белоснежными парусами, молодым капитаном и храброй сплоченной командой, несущееся сквозь волны и ветер наперекор опасностям.
И эта картина недалека от действительности.
Появление клиперов
Начало строительству быстроходных судов положила Калифорнийская золотая лихорадка.
Первые клипера были построены в Балтиморе и предназначались для перевозки контрабанды и рабов. Они отличались от своих предшественников большой площадью парусов, острыми обводами корпуса и повышенной устойчивостью.
При этом уменьшился объем трюмов, но скорость оказалась важнее.
Считается, что первым настоящим клипером был парусник «Рэйнбоу», развивавший невиданную прежде скорость.
Цены за фрахт судна были огромными, и это делало строительство клиперов очень выгодным, потому что вложения могли окупиться за один рейс.
Борьба между британскими и американскими клиперами
Великобритания, как морская держава, имеющая многочисленные колонии, не могла остаться в стороне, и очень быстро развернула строительство новых судов, которые стали составлять более половины ее флота.
Чертежи англичане скопировали с американского судна, и вскоре британские клиперы стали считаться лучшими в мире. Это был один из первых случаев промышленного шпионажа, хотя выражения такого еще не существовало.
Чайная гонка
Очень много судов было использовано для перевозки чая из Китая. Пишут, что чайные клипера были особенно красивы и представляли собой удивительное зрелище, когда словно парили над морем в облаках своих белоснежных парусов.
Знаменитая чайная гонка, о которой помнят до сих пор, состоялась в 1866 году.
В порту Фучоу стояли под загрузкой самые быстроходные суда Британии. Экипажи не скучали и проводили время в тавернах. И, как и сегодня, во время выпивки, хвастались своими судами и затевали споры.
В результате таких посиделок родилась идея выяснить на деле, кто самый быстрый. Было заключено денежное пари.
Пари — не единственная причина для спешки. Кто доставлял чайный груз первым, получал дополнительную плату. Ведь и для чайных торговцев получить ценный товар первым означало огромную прибыль. Лондонцы с нетерпением ждали завоза первого чайного урожая, чтобы заварить любимый напиток. Но теперь прибыть в Лондон первым стало не только экономическим стимулом, но и делом чести.
Клипера, готовящиеся к гонке, не очень сильно отличались по своим техническим качествам, так что каждое судно могло рассчитывать на победу. Поэтому результат в большей степени зависел от профессионализма капитана клипера и его команды.
А капитаны, как правило, были молоды, горячи, но при этом опытны. Молодость толкала на риск, которого было более чем достаточно: шторма, штили, мели, рифы, пираты и конкуренты. Многие рифы и мели названы именами погибших на них клиперов. В таких условиях опыт приобретался очень быстро.
Поскольку загрузка клиперов производилась не одновременно, суда вышли в море в течение нескольких дней, что не очень влияло на результат, учитывая расстояние, которое нужно было пройти. Но все же последние почти не имели шансов, а само соревнование вылилось в гонку между пятью клиперами.
Скорость движения была фантастической для парусных судов. За сутки они преодолевали расстояние более 330 км.
В Лондон практически одновременно прибыли два клипера: Типинг и Ариел. Один раньше пришвартовался, а другой первым успел к доку. Споров, обсуждений было очень много. Это была еще та история, еще долгое время занимающая умы лондонцев.
Капитаны оказались джентльменами. Они поделили приз поровну.
Легендарная Катти Сарк
Это, пожалуй, самый известный на сегодня чайный клипер. Он был построен в 1869 году и прослужил полсотни лет.
Легкая, стремительная, великолепная Катти Сарк могла двигаться со скоростью 17 узлов. Один узел — это 1,852 км/час.
«Катти Сарк» в переводе с шотландского означает «Короткая рубашка», ассоциировавшаяся в поэзии с танцующей ведьмой.
В 1877-78 годах «Катти Сарк» прошла путь от Австралии до Англии за семьдесят семь суток, что стало рекордом. Обычные клиперы проходили это расстояние за девяносто суток.
Конец эры клиперов
Прогресс не стоит на месте, и постепенно клипера стали заменяться пароходами. Несмотря на то, что знатоки чая предпочитали чай с клипера, заявляя, что груз, перевозимый пароходом, приобретает плохой вкус, парусные суда постепенно становились убыточными.
То же произошло и с «Катти Сарк». Ее уже ждала продажа на слом, когда капитан и энтузиаст парусников Уилфрид Доумен в 1922 году выкупил клипер и отремонтировал, правда, с некоторыми изменениями в проекте. Но судно было спасено.
В 1952 году «Катти Сарк» поступила в Общество по сохранению памятников старины.